Top.Mail.Ru
Мир УАЗ
Пресса

Первый тест обновленного (снова) УАЗа

«Да не пристегивайся, здесь и так все пьяными ездят». Жизнь в заполярном рыболовецком селе Териберка, прославленном фильмом «Левиафан» Андрея Звягинцева, идет своим депрессивным чередом, несмотря на наплыв китайских туристов и охочей до колоритных заброшек хипстерской молодежи.
Юрий Урюков
auto.mail.ru
14 мин.

«Да не пристегивайся, здесь и так все пьяными ездят». Жизнь в заполярном рыболовецком селе Териберка, прославленном фильмом «Левиафан» Андрея Звягинцева, идет своим депрессивным чередом, несмотря на наплыв китайских туристов и охочей до колоритных заброшек хипстерской молодежи. Наш «Патриот» смотрит на окружающие тлен и уныние с укоризной. Он тоже парень от сохи, однако не падает духом, продолжает упорно работать над собой, год за годом вымарывая многочисленные изъяны конструкции. Причем не всегда эта внутренняя борьба находит отражение во внешности — с 2014 года глобальных изменений в дизайне российского внедорожника не случалось.

Вот и сейчас самый первый предсерийный экземпляр в очередной раз обновленного «Патриота» приехал на рекламную фото- и видеосессию в декорациях Русского Севера вовсе без камуфляжа. И на свежий УАЗ, который официально представят не раньше сентября, никто не обращает внимания! Потому как разве что менеджер дилера ульяновского автозавода заметит новый рисунок 18-дюймовых колесных дисков «Кару». Цвет кузова, правда, тоже непривычный, хотя металлик «Синий Байкал» успели засветить на «Патриоте» лимитированной футбольной спецверсии пару месяцев назад.

Дошел до ручек

В салоне образца 2016 года видимое новшество лишь одно, зато долгожданное. Ульяновцев не раз просили придумать поручни для пассажиров, даже штурман экипажа «Авто Mail. Ru» на «Ладога-Трофи» Михаил Александров сетовал в гонке на их отсутствие. Завод прислушался и добавил на стойки кузова четыре хватких, массивных рукоятки. Жаль, прикручены грубовато — с зазорами, да и выполнены из скользкого дешевого пластика, который дизайнеры обычно для интерьерных макетов используют. На серийных машинах материал обещают исправить. А вот расположение поменять уже не получится. И теперь, если правый передний пассажир схватится за поручень в движении, обзор водителю через боковое зеркало перекрывается.

Не увидишь из-за руля и основные доработки модернизированного «Патриота». Но это как в модных ресторанах с завязанными глазами — отсутствие визуального контакта обостряет другие чувства. А едет обновленный УАЗ по ощущениям совершенно иначе. Почему? Разберемся по порядку, чтобы не запутаться.

Что сделали:

Переделали сцепление и привод переключения передач.

Результат:

Пусть не самое главное, зато однозначно самое заметное «на ощупь» техническое изменение. Прежде уазовскую механическую коробку с такой четкостью переключений и короткими ходами рычага мне доводилось встречать разве что на гоночных внедорожниках, собранных, по сути, вручную. Если это не случайность и на конвейере смогут обеспечить стабильность регулировок привода — однозначный успех УАЗа. А вот обещанного установкой нового сцепления Luk — Schaeffler снижения усилия выжима на 20% я не заметил. Другое дело, что обновленный узел вкупе со встроенным в рычаг коробки резинометаллическим демпфером почти решили проблему трансмиссионных шумов — пусть вибрации еще есть, но дребезг и характерное похрюкивание уже едва слышны.

Что сделали:

Усилили шумоизоляцию, заменили шины.

Результат:

По словам представителя УАЗа, на обновленный «Патриот» перестанут ставить китайские покрышки и российскую «Каму». Основным поставщиком выбран концерн Continental. Породистые шины CrossContact LX Sport не гудят — шелестят, плюс салон от дорожного шума эффективно защитили новые ворсовые подкрылки. Также стала плотнее звукоизоляция моторного щита — матами прикрыли почти весь металл. Мелочь вроде бы, но теперь на «Патриоте» с точки зрения акустики комфортно ехать и быстрее 100 км/ч. Притом что передаточные числа в трансмиссии не изменились, на 120 стрелка тахометра уже подпирает красную зону, однако завывания мотора доносятся в салон приглушенно. Сильнее на такой скорости слышен свист рассекаемого «квадратным» кузовом и зеркалами-лопухами воздуха, хотя громкость и аэродинамических звуков до раздражающего порога не дотягивает. «Патриот» однозначно стал тише.

Что сделали:

Поставили новый мотор.

Результат:

Свершилось то, о чем давно говорили. «Патриоту» перешел новый двигатель ZMZ Pro от грузовичка «Профи». Вкратце напомним — за модным названием на латинице скрывается очередная версия бензиновой рядной «четверки» ЗМЗ-409 объемом 2,7 л. В варианте 409051.10 двигатель получил двухрядную цепь ГРМ, увеличенную с 9,1 до 9,8 степень сжатия, измененные фазы газораспределения, усиленную головку блока, другие поршни, клапаны, выпускной коллектор… Мощность выросла со 135 до 150 л.с., крутящий момент — с 217 до 235 Н∙м, причем пик тяги сместился в зону низких оборотов. Звучит солидно, но почувствовать сложно. К тому же УАЗ традиционно не озвучивает цифры динамики разгона «Патриота» (хотя обещает дать их попозже).

Чтобы понять разницу, пришлось вызвать на дуэль старый внедорожник. Находим пустынную ровную дорогу, несколько раз стартуем параллельно, меняя водителей. Итог — обновленный УАЗ быстрее. Причем чем выше скорость, тем сильнее он отрывается от преследователя. Когда на спидометре «100» (к слову, на разгон до «сотни» уходит порядка 14–15 с), 150-сильный «Патриот» уходит вперед уже на пару корпусов. Вот только повторять эксперимент не советуем. Энергичный разгон с места по сухому асфальту серьезно нагружает трансмиссию, в одной из попыток дорестайлинговый УАЗ издал фатальный металлический хлопок и остановился. «Лопнул» задний мост, скорее всего, срезало полуось. Вскрытие покажет, к чести покалеченного «Патриота» он самостоятельно проехал 120 км до дилера на переднем приводе в режиме 4H в раздатке.

Что сделали:

Перекроили ходовую часть и рулевое управление.

Результат:

Ульяновцы здраво рассудили, что ставить мощный мотор на прежнее шасси — так себе затея. С ростом динамики проблемы с курсовой устойчивостью и управляемостью только усугубились бы. Поэтому под кузовом и рамой обновленного «Патриота» не без помощи иностранцев случилась маленькая революция.

Передний мост модернизированной машины полностью новый, с открытыми поворотными кулаками — опять же, как на уазовской «полуторке». Ради большей устойчивости изменили, наконец, угол наклона шкворней. Усилили рулевую трапецию, прежде тяги делали словно из фольги и гнулись они на раз-два, особенно на тяжелом бездорожье. И уже с завода поставили демпфер! Иными словами, УАЗ внедрил те вещи, которыми не первый год балуются джиперы в тюнинговых мастерских.

С задней подвеской получилось хитрее. Диаметр прутка стабилизатора поперечной устойчивости уменьшили с 21 до 18 мм и доработали крепления, убрали один лист (из трех) из рессор, переделав конфигурацию упругих элементов и сделав их на 6% мягче. На фоне прежней жесткости передней оси такие вещи обычно приводят к избыточной поворачиваемости. Прежде за ульяновцами не наблюдалось подобного рвения к тонкой доводке ходовых качеств. Откуда же опыт? По нашим сведениям, выручила немецкая компания ZF. Бригада испытателей-настройщиков помогла ульяновцам правильно сконфигурировать подвесочное «железо» и подобрать под него оптимальные амортизаторы СААЗ. И шины Continental тоже взяли по рекомендации спецов со стороны. Хотя официально УАЗ и СААЗ от этого открещиваются.

УАЗ внедрил те вещи, которыми не первый год балуются джиперы в тюнинговых мастерских

Получилось интересно, пусть не во всем однозначно. Если раньше безопаснее было не мешать «Патриоту» ехать — задал примерный коридор движения и забыл от греха о подруливаниях, то обновленный внедорожник стал адекватнее слушаться руля. Как минимум, по нарастанию усилия на нем теперь проще понимать угол поворота колес и отклонение от нулевого положения, сократился свободный ход «баранки». Отсюда — больше уверенности при маневрах, тем более что крены в поворотах не увеличились. Уже только поэтому обновленная модель на извилистом шоссе отрывается от прежнего УАЗа. И более мягкая подвеска не превратила «Патриот» в размазню, наоборот — почти исчезли раскачка и фирменное «козление». Попадись неровность в повороте, модернизированный внедорожник стойко глотает удар, не спрыгивая с дуги. «Стиральную доску» асфальта и кочки грунтовки УАЗ проходит плотнее, собраннее. Но появились этакие микропотряхивания, которые понравятся не всем. Равно как легкий уклон в экстрим. На скользком грейдере под сброс газа «Патриот» так активно заныривает в вираж, что заставляет беспокоиться систему стабилизации. Весело, конечно, но не слишком ли смелые настройки выбрали для утилитарного внедорожника?

И более мягкая подвеска не превратила «Патриот» в размазню

Что сделали:

Изменили линейку комплектаций.

Результат:

Впрочем, для тех, кому новшества пришлись не по душе, УАЗ оставит в продуктовой линейке прежний «Патриот» в самой недорогой хардкорной версии «Классик» с управляемой рычагом, а не электронной шайбой раздаткой. Это исполнение получит название Fleet, что намекает на корпоративные парки — военных, госслужбы и прочие структуры, которым простота и дешевизна важнее комфорта. Ведь обновленный «Патриот» неизбежно подорожает. Вопрос — насколько, цены пока не объявлены. Из приятных новостей: экспедиционный пакет с заводской лебедкой, защитой, зубастыми шинами BF Goodrich и багажником на крыше сделают доступным для любой комплектации — от начальной «Классик» до упакованной «Максимум». Так что завод прислушался к нашим рекомендациям после первого теста.




Что дальше?

Модернизация «Патриота» на этом не заканчивается. По информации «Авто Mail. Ru», в марте 2019 года будут готовы первые опытные образцы ульяновских внедорожников с автоматической коробкой. К осени такие машины должны поступить в свободную продажу. Поставщика АКП до сих пор держат в тайне, но наш источник сообщил, что в работе несколько вариантов. Точно известно одно — автомат получит меньше шести передач: в «конкурсе» участвуют агрегаты на четыре и пять ступеней. А следом настанет черед других важных конструктивных изменений — на УАЗе не отказываются от идеи поставить на «Патриот» постоянный полный привод и независимую переднюю подвеску с реечным рулевым механизмом.

Ваш браузер устарел. Рекомендуем вам установить современный браузер: