Вы знаете, где находится крупнейшее в мире высокогорное озеро? А главная вершина Европы? А
самые-самые водопад, мечеть, бархан…
Да, всё это Кавказ! И наша повесть о нём: добром и злом, страшном и прекрасном, холодном и тёплом…
Как вышло, что прошлым летом у меня неожиданно появилось много свободного времени и мы недолго думая сменили легковушку на УАЗ, слегка его подготовили, быстро снарядились и двинулись в путь. А он оказался неблизким, в четверть года длиной и с весьма замысловатой траекторией. Но обо всём по порядку. Итак, мы поехали…
Утёс над Самарской Лукой
День 1. Пристрелочный
Признаться, ни на какой Кавказ я ехать не планировал, а потихоньку собирался в Заполярье (Кольский и так далее). И как меня не отговаривали, мол, куда детей тащишь, я был непреклонен. Собственно, наличие в экипаже детей и стало главной особенностью нашего нынешнего путешествия (две девчонки, четырёх и шести лет, без опыта продолжительных поездок). В общем, готовил машину, готовил маршруты — и всё под Север. И так было до последнего момента. А вечером перед самым отъездом появилась предательская мыслишка — действительно, может, зря я с детьми на Север? Вспомнил свои старые южные мечты, мельком глянул карты и на том заснул…
А на следующий день наш автомобиль уже катил в южном направлении, сливаясь на трассе с потоком отпускников. Едем, привыкаем к поведению гружёной машины, к трафику ненавистной М5. Сперва была мысль ехать через Казахстан, тем более что на мотоциклах я так и делаю — воздух чище, дороги свободней, но на дворе июль, а значит, в степях сейчас пекло и детям будет тяжело. Так вот, едем, привыкаем, притираемся, а солнце клонится к закату. Проехав всего лишь 200 километров от Миаса, подкатили к уральскому городку Сим, расположенному в глубокой долине одноимённой реки. Городок известен тем, что в нём родился физик, академик и отец советской атомной бомбы Игорь Курчатов (здесь ему установлен памятник). Мы заехали на главенствующую над городом высоту — гору Романову, и, пока дети, получив долгожданную свободу, носились по горе, приготовили ужин. Поставив стол на самой вершине, мы отметили начало путешествия. Над головами сияли звезды, а далеко внизу мерцали огни города и фары ползущих на перевал машин. После ужина ехать уже никуда не хотелось, и было решено испытать новые возможности трансформации салона машины — не зря же мы её готовили. Всё, ночуем на горе. Отбой.
Самарские поля подсолнухов
Мамаев Курган. Волгоград
День 2. Волга-Волга
Оказалось, что с доработкой салона мы справились неплохо — даже вчетвером в машине вполне комфортно спалось. Утро солнечное, виды потрясающие, дети бегают, завтрак готовится — душа поёт. А дальше всё та же М5 и ничего примечательного. На первое время отказываемся от придорожного общепита, дабы поберечь непривыкших к нему членов экипажа. Для трапезы выбираем места живописные, и, пока готовим еду, подрастающее поколение отдыхает от перегонов. С этой целью, миновав Уфу, заезжаем на второе по величине озеро Башкортостана — Кандрыкуль и встаём на кемпинге. Местных тут на удивление много, чему способствует погода и тёплая прозрачная вода. Хорошее место!
Снова встаём на трассу, и пилить, пилить, пилить… С закатом подкатили к
День 3. Святой источник
Как я уже сказал, остановились мы в Жигулёвских горах. В этом месте река их огибает, образуя знаменитую почти двухсоткилометровую Самарскую луку. С утра дождя нет, но кругом туман, скрадывающий виды, что, впрочем, не помешало небольшой прогулке. Горка с севера оканчивается живописным каменным утёсом, и в былые времена на нём был вырублен портрет Сталина. До наших дней он, правда, не дожил (взорвали), но сам утёс своей красоты от этого не утратил. На Волге всё идёт своим чередом: кто рыбачит, кто купается. С высоты утёса мы обнаружили отличный пляж внизу и тоже опробовали волжскую водицу. Вообще, здесь, на Самарской луке, много интересных мест: гор, штолен и прочего, но нам, увы, нужно двигаться дальше.
В сторону Саратова миновали знаковое место — Переволоки. Здесь по узкому перешейку суда с Волги перетаскивали в её приток — Усу, чтобы не тратить силы и время на протяжённую Самарскую луку (это легче понять, когда смотришь на карту). Перед Саратовской областью сначала пошли дожди, а вскоре начались ремонты дорог со светофорными разъездами, и мы уткнулись в пробку. И ведь я знал, что по этой стороне Волги движение всегда сложное, но надеялся проскочить… В общем, после часа в пробке залезли в интернет и выяснили, что стоять нам ещё минимум часа два. Что делать, спрыгиваем в поле и колеями идём параллельно трассе. А дожди тут постарались — размочили чернозём! На дорожной резине, как ни рули, машина едет, куда ей вздумается. Едва не увязнув в мокрых колеях, миновали
С купаниями да прогулками к вечеру дошли только до Саратова. Немного не доезжая города есть очень интересное место, пропустить которое мы, опять же, не могли. Это святой источник Параскевы Пятницы или, как его называют местные, Белый ключ. История его появления, как водится, непростая. По преданию сам ключ возник в ответ на молитвы некоего старца об исцелении ребёнка, а позже около источника нашли икону великомученицы Параскевы. И сколько ни пытались унести её в церковь — она всегда чудесным образом возвращалась к источнику, потому у него и соорудили часовню, а рядом купели. Такая вот легенда. Источник действительно хорош — вода ледяная, вкусная! Запасшись святой водой, выдвинулись дальше, чтобы найти место для лагеря, но поиски затянулись — кругом сады, дома, лес… Из разговоров с местными стало понятно, что таких мест, как на луке, мы не найдём и лучше остановиться у них. Так мы и поступили.
Следы добычи соли былых времён, Озеро Баскунчак
Дорога, огибающая Баскунчак — степная колея,
идущая через балки — русла питающих
озеро источников
День 4. Родина-мать
Очередной транспортный день. В Волгоградской области вновь поливало. Оно и к лучшему — легче ехать. Ближе к обеду подкатили к городу Камышин, а тут и дождь паузу сделал. По нашей традиции устраиваем большой обеденный перерыв. В городе отыскали отличную зону отдыха в устье реки Камышинки — с песочком да лесочком, а к вечеру дошагали до Волгограда. В
День 5. Баскунчак
С утра, как и обещали, взошли на курган, а потом отправились к знаменитой панораме Сталинградской битвы, но, как назло, именно в этот день музей был закрыт. Обидно! Нерастраченную энергию выплеснули на экспозицию военной техники возле стен панорамы. Из города выдвинулись к обеду, но уехали недалеко — только пересекли волгоградский «танцующий» мост, как заметили отличный пляж с шикарным видом на город. А дальше традиционно: забеги по песку и купания, пока готовится обед.
Здесь надо сделать небольшое отступление. Как я уже говорил, мы готовились к поездке не на юг, а на север. Поэтому детального маршрута на тот момент не было, как не было его, к счастью, и до самого завершения путешествия. Каждый день мы спонтанно намечали новые цели. И вот в Волгограде впервые пришлось задуматься, как быть дальше. Ехать, как все, через Ростов или Калмыкию, категорически не хотелось. Душа требовала
Дорога до озера ничем особым не запомнилась — дождик поливал, мы ехали. Немного поплутали в Верхнем Баскунчаке и уже затемно вкатились в Нижний Баскунчак. Не без помощи местных нашли и дорожку к самому озеру, намереваясь встать на его берегу. В темноте миновали
Мельница Гергардта, Волгоград
Эхо Войны
День 6. Соль
Утренняя баскунчакская действительность оказалась не лучше ночной. Кругом
Кстати, чтобы всякие туристы самостоятельно не добирались до воды, прямо на выезде из посёлка воздвигнуты стихийные пропускные пункты (которые мы проезжали ночью). У самого озера, как я уже говорил, стоит официальный КПП «Руссоль». Транспорт без пропусков не пускают, а пешком — пожалуйста. Кроме того, с прошлого года здесь запретили знаменитые баскунчакские мотоциклы «Урал» со скамейками на пять человек в люльке. Говорят,
Степная малина — эфедра. Баскунчак
Гроты священной горы Большое Богдо
Но я отвлёкся. Баскунчак — озеро немаленькое (площадь свыше ста квадратных километров), и в
Зато нам удалось найти ещё два интересных места на побережье — пещеру Баскунчакскую и священную для калмыков гору Богдо. Надо сказать, подземный мир — моя давняя страсть, поэтому сначала мы отправились к пещере. Степная колея ведёт через балки — русла питающих озеро источников. Наконец добрались и до балки пещерной и в её верховьях принялись за поиски пещер. Нашли сразу несколько. Самая крупная, причём самая крупная во всей прикаспийской низменности, — Баскунчакская. Спуск особой трудности не представляет. У входа висит табличка, напоминающая о печальных событиях 1993 года. Той зимой в пещеру спустилась группа учащихся со своим руководителем. Во время прохождения пещеры они услышали сильный шум воды, а через некоторое время её уровень стал резко повышаться. Эвакуацию осложнило то, что вход в пещеру был тогда значительно уже, чем сейчас (после трагедии его расширили). Своих подопечных руководитель спас, но сам, к несчастью, погиб. Дело в том, что по
Сама пещера шикарна! Причём уже начиная с коридора — нескончаемой узкой и высокой щели, зигзагами уходящей вглубь. Её стены старательно украшены подземным скульптором — водой… А для прогулки с детьми мы выбрали соседнюю простенькую, неглубокую и сухую пещерку. В итоге все остались довольны. Кстати, поднимаясь вдоль пещерной балки от берега, мы наткнулись на наезженную поперечную дорогу. Решили проверить, куда она ведёт, и вскоре упёрлись в плакат «проезд запрещён — заповедник». Это
Астраханский Кремль
Лотосовые поля. Дельта Волги
День 7. Большой Богдо
Пока мы завтракали и собирались, приехал экскурсовод, а с ним и желающие взойти на священную гору. Священна она для буддистов. С её красным цветом связаны легенды, мол, тащили её два калмыка на родину то ли с нашего Урала, то ли с
Интересно, что гора продолжает расти, прибавляя примерно по миллиметру в год. Это выпирает соляной купол, на котором покоится весь Баскунчак. Ещё гора славится своей музыкальностью: в многочисленных гротах, пещерках и каменных сотах, играет свою мелодию ветер. Он же выступает здесь в роли скульптора, высекая из камня животных и другие причудливые фигуры. Здесь мы узнали, что Баскунчак питают множество солёных источников. И что при прежних хозяевах производства была должность «смотритель за источниками» — в случае засорения их чистили (сейчас ничего подобного нет). А на десерт гора преподнесла нам сладкую степную малину — эфедру. В общем, было и познавательно, и вкусно.
Поставив лагерь, мы отправились к центру озера посмотреть на почти нетронутый Баскунчак. Раньше я представлял себе озеро как большой солончак с твёрдой коркой соли на поверхности. Может,
День 8. Ахтуба
Утро начали с экскурсии по источникам озера. Вопреки ожиданиям, в солёных источниках кипит жизнь — в воде шныряют полчища жучков, по поверхности бегают пауки… Лишь пресноводные лягушки, перепутав воды, не выживают. Все ручейки заканчивались сифонами — небольшими каналами в недра земли, из которых активно бил ледяной рассол.
К обеду покидаем Баскунчак. Наша дорога лежит в сторону Астрахани, вдоль рукава Волги — Ахтубы. Название этой реки сопровождает меня с самого детства. Каждый год
День 9. Кровососы
Утром, потирая искусанные комарами ноги и руки, я недоумевал, за что все так любят Ахтубу. Скорее всего, я просто не рыбак. Пока машина упаковывалась, младшее поколение активно налаживало контакт с местным населением. Результатом стало несколько килограмм рыбы, отжатой у рыбаков — пришлось готовить. Место стоянки покидали той же дорогой — через
Прогулявшись по Астраханскому кремлю, бежим из города от нестерпимой жары. Причём бежим не куда попало, а в дельту Волги, на поиски тех самых лотосовых полей, о которых нам рассказывали на Баскунчаке. Штудирование интернета и опрос местного населения задал вектор движения — через Камызяк к поселку Каралат, а там уже по месту ориентироваться. Кстати, дорога после Камызяка забавная — идёт в камышовых туннелях и вокруг ровным счётом ничего не видно. Прибыв в Каралат, пытаемся отыскать лотосовые поля, но находим лишь небольшие лужайки. А где же поля? Местные объяснили, что надо брать лодку и на ней идти в многочисленные волжские протоки к настоящим лотосовым полям. Сделать это не
День 10. Царство непорочности
Утром мы проснулись счастливыми от того, что ночью нас никто не сожрал. Пока завтракали и собирались, по нашей протоке прошло несколько лодок до отказа забитых туристами. А вот и наше судно, тарахтит и изрыгает клубы сизого дыма. Лодки здесь все как одна — узкие и длинные, и удобно разместившись, отправляемся в путь, вниз к Каспию. Довольно долго наша протока оставалась широкой и прямой, но вдруг неожиданно сузилась и запетляла. Она то раздваивалась, то, наоборот, сливалась с другими. Здесь тысячи тысяч таких проток — без навигатора неподготовленный судоводитель точно заблудится — нескончаемый лабиринт! Но наш капитан, похоже, опытный, уверенно ориентируется в этом хитросплетении. А вот и первое поле, хотя нет, просто лужайка божественных цветов. Как только ни называют лотос — прекраснейшим из прекрасных, королевой цветов, и, надо сказать, это небезосновательно. Интересно, что, находясь в воде, он остаётся сухим — она просто его не смачивает! Оттого лотос и олицетворяет непорочность. Небольшого поля нам показалось мало, да и весь день был впереди, поэтому берём курс на так называемые раскаты. Ещё
И вновь лотосовые поля — здесь они действительно обширные, но не ко всем лодка может подойти — уж слишком буйная повсюду водная растительность. Желающих всё рассмотреть выручает небольшая глубина — можно пройти даже вглубь поля, только осторожно, чтобы не порезать ног об острые листья под водой.
К ужину готовим деликатесных мидий. Знали бы, что и лотосы в некоторых странах употребляют как овощи — взяли бы попробовать и их. Увы, то ли повар подкачал, то ли капитан был прав, но мидии оказались малосъедобными и в полном составе отправились на корм рыбам. Кстати, о рыбе. Здесь мной были продолжены упражнения в её ловле, но, оборвав единственный взятый с собой крючок, я вернул снасть на законное место в машине, и больше за всё время поездки она ни разу не угрожала обитателям морей и рек.
Шоссе Астрахань — Махачкала
День 11. ВМФ
Утром мы проснулись бодрые и довольные. А всё от того, что вчера, строго соблюдая комариное расписание, вовремя заперлись в укрытии и оттуда читали злым комарам книжку. Мы мчимся обратно в Астрахань — ведь сегодня день ВМФ! Дорога всё та же, через бескрайние камыши и воспетый кавээновской командой Камызяк. Прибыли в город, а там, у набережной, уже идут боевые действия. Стрельба, взрывы, с горящих судов прыгают люди, их спасают, суда тушат — зрелищно! Когда всех пиратов перебили и стрельба прекратилась, пара боевых кораблей пришвартовалась к пирсу набережной. Разрешалось подняться на борт, но выстроились такие очереди, что на жарком южном солнце добраться до корабля не было никакой надежды. Без особого сожаления покидаем город, взяв курс на Махачкалу.
Про дорогу Астрахань — Махачкала надо упомянуть отдельно. Отмеченный в атласах жирной красной линией участок Лиман — Артезиан (около полутора сотен километров) никогда не существовал. Мне это было известно. Но во время одного из разговоров с астраханцами нас убеждали, что его построили и они ездят в Махачкалу исключительно по асфальту. Верилось с трудом, ведь пару лет назад на стройку и намёка не было. Как бы там ни было, едем проверять. Дорога к югу в целом хорошая и совсем не загруженная. Едем вдоль реки Бахтемир, обгоняя суда, идущие из Астрахани в Каспий. И перед выходом в бескрайние калмыцкие степи понимаем, что, даже если пройдём их дотемна, нас ждёт такой же пустынный Дагестан. Ночевать в степной пыли не показалось слишком уж интересным, и мы решили поискать место у воды. Опрос местного населения (у одного представителя для этого даже арбуз с дыней пришлось купить) показал, что такие места есть в сторону Каспия, и пресноводные, и солёные. Непосредственно каспийского побережья, как и у Астрахани, здесь, по сути, нет. Только бескрайние камыши и бесконечные протоки. Невзирая на крюк, мы продолжили поиски, отправившись под интригующий указатель «Порт Оля». Большой, как нам показалось, ещё строящийся порт стоит на Бахтемире, вдоль которого мы ехали. В посёлке заглянули и на местный пляж искупаться, а приют нашли в более спокойном месте, на отдалённой Бахтемировской протоке.
День 12. Чудо-Дорога
Раз уж мы сделали крюк в сторону порта Оля, логичней было бы продолжать двигаться вдоль Каспия к Лагани, но нам ведь ещё надо проверить миф о построенной дороге. Возвращаемся к Лиману, шикарная развязка у которого всегда была последним оплотом асфальта. Увы, чуда не произошло — дорога, ещё немного побаловав хорошим покрытием, незаметно растворилась. Раньше мы уходили западнее, к железнодорожному полотну, по совместительству служащему границей между астраханскими и калмыцкими землями, а сейчас упорно идём трясучей степной колеей в надежде, что